Что такое рокизм? Отчет о лекции
Отчет о лекции 29 мая 2024 года
Сегодня мы поговорим об одном любопытном и не очень известном понятии, которое связано с отношением к определенному типу музыки. Имя ему рокизм. Это понятие в основном используется в музыкальной критике, но может распространяться и в повседневных разговорах о музыке. Рокизм – это постулирование идеи, что рок превосходит остальные музыкальные жанры по глубине, самобытности, честности и творческому усилию. Грубо говоря, если вы считаете, что рок лучше попсы, то вы рокист. Это слово было придумано английским музыкантом Питом Уайли в 1981 году и использовалось внутри сообщества британских музыкантов, становление которых пришлось на вторую половину 1970-х. Тогда рок-музыка уже начала канонизироваться и противопоставляться так называемой поп-музыке. В 1960-х годах слово “поп” использовалось в отношении исполнителей, которых мы сейчас без особых оговорок относим к року. Например, легендарный фестиваль в Монтерее 1967 года, который запомнился знаменитым перформансом Джими Хендрикса, где он сжег свою гитару, в афишах анонсировался как поп-фестиваль. В 1970-х появление диско, электронной музыки вызывало критическую реакцию адептов рока. В 1976 -м году появилось движение “Рок против расизма”, которое свидетельствовало о том, что именно рок берет на себя не только эстетические, но и политические задачи. Шутливый термин “рокизм” в контексте выражения “Race against Rockism” от Пита Уайли – это ироническая реакция на серьезность рок-амбиций в 1970-е.
В начале 2000-x рокизм стал порицаться со стороны тех критиков, которые считали, что поп-музыка незаслуженно объявляется поверхностной и пустой. Восхваление рока в противовес унижению попа и других стилей – это ограниченный и даже снобистский взгляд на музыкальное многообразие. Это подход антирокиста. Принятие поп-музыки стали называть попизмом или поптимизмом. Поптимизм со временем тоже превратился в догму.
Любопытным примером рокизма на русской почве можно назвать песню 2003 года “Попса” из репертуара панк-группы “Бригадный подряд”, которая стала манифестом русских рокеров (Юрий Шевчук, Михаил Горшенев, Илья Кнабенгоф и др). А примером поптимизма – книгу “Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки. 1991-2021”.