Что такое рок? (Отчет о мероприятии)
Публичный дискурс
Сегодня мы решили разбавить наш лекционный проект дискуссионной формой и предлагаем вместе с нами порассуждать о том, что мы имеем в виду, когда говорим “рок”. В этом понятии кроется не только формальное определение, но и субьективные моменты. Мы любим рок-музыку за какие-то определенные качества и за то, что она привносит в нашу жизнь какое-то особенное удовольствие. Увлечение рок-музыкой можно сравнить с болезнью. Если ей заражаются, то, как правило, она уже не проходит без последствий. Рок-музыку можно не только любить, но и исследовать. Сегодня для участия в нашем разговоре мы пригласили нашего медиатора и музыканта Павла Шрамко. Он слушает рок-музыку с подросткового возраста, играет на саксофоне и не очень любит джаз. Мы поговорим с ним как со страстным любителем рока и зададим ему несколько вопросов.
Илья: Павел, как ты полюбил рок-н-ролл?
Павел: Как и многие, через родителей. Это довольно распространенный сюжет врастания в рок-культуру.
Илья: Можешь ли ты четко сформулировать определение рока?
Павел: Само слово “рок” на жаргоне афроамериканцев имело смысл близкий к сексуальным отношениям. Рок – это музыка, которая появляется благодаря техническим изобретениям, она обязательно предполагает использование электрических инструментов, большую долю экспрессивности и высокую степень воздействия.
Илья: Можешь ли ты привести образцовый пример рок-песни?
Павел: Я бы выбрал песню группы AC/DC “Let there be rock”. Сырая гитара, роковый бит, экспрессивный вокал. В самой песне поется о возникновении рока.
Илья: А когда рок, с твоей точки зрения, перестает быть роком?
Павел: Бывают случаи, когда рок-группе становится тесно в рамках жанра. Она начинает экспериментировать, что-то приобретает, но и что-то теряет. Вот пример песни группы Queen “Millionaire Waltz”. Это, скорее, вальс с элементами рока.
Илья: Можно сказать, что рок, несмотря на свое разнообразие, чтобы быть роком должен держаться определенных рамок, быть верным некой форме. Джон Леннон в одном из интервью конца 60-х обвинял многие прогрессивные группы в том, что они уходят от этой формы. В качестве примера верности формы он называл группу Creedence Clearwater Revival.
Павел: Да, в истории рок много примеров “возвращения к истокам”. Например, панк-рок с его принципиальным упрощением музыкальных ходов.
Илья: Можно ли сказать, что твой скепсис в отношении джаза связан с твоим “рок-н-ролльным” прошлым.
Павел: Это субьективный момент. В джазе мне нравятся гармонии. Но не долгие импровизации. Джаз – это не мое, хотя я много его слушал.